Романский архитектурный стиль | Отделочные и ремонтные работы
Отделочные и ремонтные работы

Романский архитектурный стиль

Романский архитектурный стиль

Татевский монастырь Армянской Апостольской Церкви построен в романском архитектурном стиле, 9 в.

Романский архитектурный стиль берет свое начало в 8-9 вв. в эпоху феодальной раздробленности и войн, поэтому основное назначение сооружений – оборона. Термин «романский архитектурный стиль» возник благодаря искусствоведам в первой половине 19 в., отражая общие черты зодчества, соединившего античное римское, византийское, восточное искусство, мотивы эпохи франкской династии Меровингов. Романские сооружения отличаются строгостью форм, мощностью, монументальностью, толстыми стенами и узкими небольшими окнами. Романский архитектурный стиль подходил для массивных сооружений, предназначенных для обороны семей феодалов, их слуг и подданных, а также монастырей и аббатств, и соответствовал геополитической обстановке европейских стран, раздираемых междоусобными войнами. В замках романского архитектурного стиля центральное положение занимал донжон — дом-башня круглого или многогранного плана в 3-4 этажа с подземельем и сторожевой площадкой на крыше. Вокруг башни строились хозяйственные и жилые постройки. Замки располагались в труднодоступном месте, преимущественно на скале, в окружении водоемов. По периметру замки окружались зубчатыми толстыми стенами. Через водоем перекидывался подъемный мост. Романский архитектурный стиль отразился в строительстве не только отдельно стоящих замков и монастырей, но и разрастающихся городов 11-12 вв., в которых строились высокие узкие дома, близко стоящие друг к другу. Двери оковывались железом, на маленьких оконных щелях — металлическая решетка или закрывающиеся ставни. Города обносили высокими каменными толстыми стенами. Храмы в романском архитектурном стиле строились по образцу римских базилик из больших каменных блоков в форме цилиндра, куба или призмы. Каменный сферический или цилиндрический свод с конструкцией крест-накрест поддерживался толстыми стенами, выдерживающими большой вес. В конструкциях использовались арки. Иногда в большую арку вписывали несколько других уменьшающегося размера. Нередко две небольшие арки, объединенные колонной посередине и обрамленные аркой большего размера, представляли собой окно. Дверные порталы обрамляли уменьшающимися арками. Небольшие арки на тонких полуколоннах могли украшать здания на верхних этажах по периметру фасада.

Церковь аббатства Св. Австремония в Иссуаре, Овернь. Франция. 1130-1150 гг. построена в романском архитектурном стиле.

Романский архитектурный стиль формировал мощные сооружения, крепко стоящие на земле. Особенностью стиля стали сводчатые перекрытия, которые постепенно заменились на плоские, крестовые своды, известные со времен Римской империи. Из римской эпохи были заимствованы и полуциркульные арки. Однако ордерная система не использовалась. Колонны и их капители не создавались на основе образцов римской архитектуры. В более ранний период капители романского архитектурного стиля напоминали усеченную пирамиду, украшались орнаментом со стилизованными растениями и мифическими животными. В поздние периоды создавали скульптурные капители. Интересна форма романского портала. Прямоугольник входной двери перекрывает полукруглый тимпан (ссылка на словарь) — символ земли и небесной сферы или радуги — моста между землей и небом. Дверь казалась утопающей в толще стен благодаря уменьшающимся аркам портала, создавая евангельский символ «тесных врат». Над порталом располагали «розу» — круглое окно  — оно символизировало библейских героев (Дева Мария называлась «розой без шипов»), солнце. Порталы и колонны могли быть расписаны сценами из Святого Писания, а также сценками из литературных произведений.

Входной портал выполнен по мотивам романского архитектурного стиля.

Скульптуры в романском архитектурном стиле не приставлены к стене, они словно бы встроены в стену. Среди скульптур в храмах — изображения реальных людей — это властители, лица, финансировавшие сооружения, а также библейские фигуры, составляющие динамичные сюжетные композиции. Лучшими образцами стиля остаются немецкие средневековые постройки. Некоторые скульптуры были раскрашены. Кроме того, в оформлении зданий присутствовали гербы, эмблемы, военная атрибутика. Наиболее известными сооружениями, выполненными в романском архитектурном стиле, являются: Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, церкви в Валь-де-Бой; церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Романский архитектурный стиль. Шильонский замок. Монтрё.

«Замковый» романский архитектурный стиль очень моден среди современных застройщиков. Конечно, те мощные конструкции, которые возводили в Средние века, сейчас не создают при строительстве стилизованного под старину строения. При строительстве современных замков используется новые технологии. Среди современных материалов отделки: искусственный камень, состаренный кирпич, полимеры под рустованный камень (полиуретановые русты можно подобрать по каталогу на нашем сайте). Однако, концепцию стиля стоит сохранить: например, в романский период сооружение представляли себе сложенным из разных самостоятельных геометрических объемов. В дизайне современных домов в романском архитектурном стиле основное: простота, строгость, четкость силуэтов.

Автор текста: Марина Калабухова