Рустованный камень как элемент декора зданий эпохи Ренессанса | Отделочные и ремонтные работы
Отделочные и ремонтные работы

Рустованный камень как элемент декора зданий эпохи Ренессанса

Рустованный камень как элемент декора зданий эпохи Ренессанса

С 15 в. основными в декоре фасадов были рустованные стены. Рустовку создавали из местного камня. Что такое русты в строительстве? Это брутальный вид, мощные стены, отделанные грубым натуральным камнем специфической обработки. Рустованный фасад — это этрусское наследие (дворцы Питти, Пацци во Флоренции, дворец Пикколомини в Сиене). В раннем Возрождении стены создавали из неотесанных камней или со стесанной кромкой. Во дворце Ручеллаи во Флоренции и Пиенце архитекторы Альберти и Росселино не скрывают неправильности кладки.

Палаццо Пикколомини (Palazzo Piccolomini), Сиена, 1469 г., архитектор Пьетро Паоло Поррина, проект Бернардо Росселино. Сейчас здесь расположен Национальный Архив.

Уменьшение рельефа рустованного камня и его размера по мере возрастания этажей создавало иллюзию однородной стены. Например, во дворце Медичи на первом этаже рустованные стены из крупного неотесанного камня, стены следующего этажа выложены менее рельефным рустом. В палаццо Фарнезе высота рядов кладки уменьшается с каждым этажом, а также по высоте этажа.

Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese), архитекторы Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Виньола, 16 в.

Рустованный камень, отделанный под грани алмаза, украшал палаццо Феррары. В палаццо Луки Питти (Palazzo Pitti. начало 1440 г.) руст становится декором всего фасада. Три этажа палаццо облицованы камнями с грубой поверхностью крупного размера, что создавало ощущение мощи сооружения и вызывало сравнение с неприступными скалами, напоминая стены древних крепостей. Декоративную нагрузку несли также балюстрада на кровле, верхние террасы. Одним из главных достоинств декора на фасаде дворца Козимо Медичи (архитектор Микелоццо. начало 1444г.) стал рустованный камень с различным рисунком и фактурой на разных этажах. Разный характер рустованной поверхности подчеркивал, что верхние этажи (уменьшающиеся по высоте по отношению к нижним) кажутся более легкими.

Фасад дворца Козимо Медичи. архитектор Микелоццо, начало 1444 г.

В доме Джованни Ручеллаи (начало 1446 г.) работы архитектора Альберти создается рустованный фасад из плоского руста из отшлифованных камней, которыми стены были отделаны уже после окончания строительства (основная кладка была из бутового камня). Ренессанс-декор в этом здании отразился в украшении этажей пилястрами, поддерживающих тектонику здания. В 16 в. рустирование оставляют на цокольных этажах (дворец Помпеи в Вероне. архитектор Санмикели, дворец Поцци Брунеллески).

Палаццо Помпеи (Palazzo Pompei). Верона. 16 в. архитектор Микеле Санмикели.

Некоторые зодчие использовали отделку рустованным камнем только в обрамлении углов здания. В начале 16 в. в палаццо Пандольфини (1520 г. проект Рафаэля, архитектор Джан Франческо Сангалло) руст использован только для отделки углов, рустованы были также вставки дверного портала, оконные наличники, карнизы, что создает ощущение ясности и гармонии. В работах архитектора Баччо д’Аньоло — палаццо Бартолини (начало в 1520 г.), Джованни Дози — палаццо Лардорель (начало 1580 г.) — в обрамлении окон использованы треугольные и лучковые фронтоны и рустованные углы. Новые решения ренессанс-декора вошли в моду, и такой подход стал использоваться при строительстве других зданий во Флоренции. Примером использования рустованного камня в современном строительстве может служить дом с углами, отделанными камнем, с импровизированными встроенными квадратными колоннами из камня.

Рустованный фасад дома в Поздняково.

С приходом в архитектуру выдающегося Микеланджело заканчивается подъем Ренессанса. Генуя дольше других итальянских городов избегала падения стиля. Дворец Дориа Турси — один из последних произведений итальянского Ренессанса. 1590 г. Появление Микеланджело ознаменовало приход позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения, в котором начали производить различные эксперименты с архитектурными элементами, формами, усложнением деталей ренессанс-декора, появлением сложных линий, что стало рождением нового архитектурного стиля, получившего в дальнейшем название барокко.

Автор текста: М. Костин