Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
«Социальная дилемма» — документальный фильм Netflix, посвященный проблеме социальных сетей
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
Экономика инноваций
клипового мышления: как меняется потребление информации в XXI веке
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
сокращение объема сообщения;
сокращение числа мыслей в единице контента до одной — одновременно с дополнением сообщения эмоциональным переживанием;
многократное повторение одной и той же мысли в рамках одной единицы контента;
сухой новостной контент больше не работает: аудитория хочет, чтобы в него заранее было заложено какое-то отношение автора;
разбивка одного сообщения на несколько однотипных;
на место приглашения к разговору приходит контент как аксиома, который не предполагает рефлексии и анализа со стороны аудитории.
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Трейлер к 7 сезону «Игры престолов»
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Ролик Vox, рассказывающий о зависимости от смартфонов
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.