Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента | Отделочные и ремонтные работы
Отделочные и ремонтные работы

Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента

Современные исследователи склонны описывать систему новых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами (или признаками): конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству.

Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов media group ru, которые могут включать в себя:

интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
интернет-СМИ;
интернет-ТВ (вебкастинг);
интернет-радио (подкастинг);
мобильное ТВ;
блогосферу;
кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
социальные сети (включая детские социальные сети);
twitter;
виртуальные сообщества;
виртуальные игры;
другие ресурсы Веб 2.0.
Говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем следующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:

любой может создавать информацию;
любая история может быть рассказана и услышана;
любая информация может получить реальную стоимость;
любая информация превращается в коммуникацию;
современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю медиаконтента.
Вопреки устоявшейся терминологии, необходимо понимать, что, по сути, «новые медиа» сегодня уже не так уж и новы. Для многих журналистов, работающих в системе новых медиа, ключевой вехой, обозначившей зарождение новых СМИ, стали события 19 апреля 1995 г., когда был совершен террористический акт в г. Оклахоме (США), напротив одного из зданий местных властей. 168 человек были убиты взрывом (включая 19 детей), более 500 – тяжело ранены1. На тот момент это был самый крупный террористический акт в США.

Новостные сайты тогда, как можно предположить, представляли собой не более чем некое интернет-хранилище отдельных заметок, перепечатанных из прессы. Ситуация кардинально изменилась после описываемых событий. Сразу вскоре совершения теракта журналисты начала вывешивать в интернете любую информацию, которая оказывалась в их доступе. К историям, рассказанным журналистами, добавлялись комментарии и свидетельства очевидцев, зачастую наполненные душераздирающими подробностями.

Одновременно с этим в интернете появлялись списки людей, выживших в теракте, с контактной информацией. Образовывались также форумы, названные тогда «новостными группами» (newsgroups), в рамках которых люди не только давали выход эмоциям, но и предлагали конкретную помощь жертвам трагедии. В тот день в интернет «вышли» все наиболее крупные печатные издания и телеканалы Оклахомы.

Таким образом, события, последовавшие за оклахомской трагедией, положили начало отсчету новой эры в журналистике. Впервые интернет, как было отмечено редактором NandOnet – онлайнового продукта газеты «Ньюс и Обзервер»» (The News and Observer) в Северной Каролине Брюсом Сайслоффом, составил реальную конкуренцию телевидению и радиовещанию, показав, что появился новый канал для распространения ключевых новостей2.

Другая история, ставшая показательной для первых этапов развития новой медиасистемы, произошла в Штате Массачусетс (США) в 1997 г. и привлекла внимание журналистов и участников американской судебной системы.

Массачусетский судья Хиллер Зобель, рассматривавший дело английской няни Луизы Вудворд, обвинявшейся в том, что из-за ее халатности погиб восьмимесячный ребенок, заявил, что о своем решении по судьбе подсудимой объявит впервые только по интернету. Это был первый подобный прецедент в США. В итоге вебсайт, на котором было опубликовано решение судьи, явился эксклюзивным первоисточником информации и цитирования для ключевых традиционных СМИ, следивших за развитием событий.

Постепенно интернет, как медиаплатформа, предоставил не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии продвижения медиабизнеса именно посредством механизмов сочетания контента и его распространения3.

Таким образом, новизна новых медиа выразилась во всех этапах создания и распространения медиатекста, явив тем самым реальную социо-культурологическую и коммерческую ценность.

Новое поколение выбирает новые медиа, не так ли?

Одно из последних исследований «Би-Би-Си» (BBC) показало, что современные подростки не слушают радио, не интересуются кино и, как ни парадоксально, практически не используют Twitter4.

«Старые» медиа, в свою очередь, практически полностью утратили интерес для молодого поколения, в силу того обстоятельства, что традиционные СМИ зачастую опаздывают с новостями. Так, например, трагическое известие о смерти Майкла Джексона появилось в интернете в течение нескольких минут, в то время как газеты опубликовали «новость» только на следующее утро.

Согласно результатам исследования, большинство подростков узнает последние новости из вебкастингового портала YouTube, где имеются свою ньюсмейкеры, такие как Филипп де Франко, специализирующийся на общеполитических и экономических новостях, а также забавных / нестандартных историях; или Майкл Баклей, публикующий, преимущественно, новости индустрии развлечений.

Новости на YouTube, по мнению современных подростков, представлены в более живом и «человечном» формате, чем традиционное освещение, предлагаемое ведущими телеканалами. YouTube невероятно интерактивен, позволяет пользователям комментировать размещаемый контент, общаться с ньюсмейкерами, таким образом, коммуникация между аудиорией и провайдером информации становится по-настоящему двусторонней, чего и ищут тинейджеры.

Одновременно с этим на YouTube представлены только самые интересные истории, которые привлекают внимание пользователя.

Вторым по популярности медийно-коммуникационным ресурсом, после YouTube, для сегодняшних подростков являются компьютерные игры. Те родители, которые считают, что онлайновые игры портят их детей и прививают им дурные привычки, в большинстве своем ошибаются. Мир компьютерных игр позволяет подросткам брать на себя нестандартные и, между тем, возможные во взрослой жизни роли и принимать соответствующие решения за своих персонажей. Таким образом, человек «играющий» проходит в виртуальном мире своеобразную школу, которая накладывает позитивный отпечаток на его воспитание. Так, например, много подростков, играющих в «Героя гитары» (Guitar Hero), пошли учиться играть на этом музыкальном инструменте и т.п.

По сути, индустрия многопользовательских виртуальных игр, участники которых реально взаимодействуют друг с другом на трансграничном уровне в рамках целенаправленных игровых процессов, явилась самым ярким примером интерактивности в современной медиасреде; гораздо более интерактивным, чем блогосфера или социальные сети.

В этой онлайновой среде высокого уровня сложности участники принимают различные роли и затем совместными усилиями выполняют определенные задания, реализуют различные экономические, политические и творческие миссии. Одними из наиболее успешных игровых сред последнего времени явились The Sims, World of Warcraft, Second Life и др.

Современные видео- и онлайновые игры по всем типологическим характеристикам возможно отнести к инфраструктуре новых медиа: они обладают массовостью, доступностью, высокой информативностью (учитывая образовательную роль таких игр, как, например, World of Warcraft, число пользователей которой сегодня превышает 10 млн ежемесячно), актуальностью (тема игры должна представлять интерес и новизну, чтобы сделать продукт коммерчески выгодным), одновременностью и узнаваемостью.

Согласно исследованию компании PricewaterhouseCoopers «Обзор глобальной индустрии развлечений и медиа на 2009−2013 гг.» (Global Entertainment and Media Outlook: 2009−2013), в то время как многие сегменты интернет-медиа рынка под воздействием глобального финансово-экономического кризиса понесли существенные убытки и вынуждены были сократить производство, рынок видеоигр продолжает испытывать устойчивый рост5. Так, в 2008 г. показатели роста составили более 18%, что в условиях мировой рецессии довольно неплохой результат.

В исследовании PWC утверждается, что именно рынок онлайновых игр к 2013 г. будет отмечен наибольшим ростом в медиаиндустрии, по сравнению с другими новыми медиаресурсами.

Целесообразно выделить три ключевые причины подобного роста:

1. рынок видеоигр не зависит напрямую от рекламы, объемы которой под влиянием кризиса во всей медиасфере значительно снизились (одновременно с этим, необходимо отметить, что на современном этапе возрастает доля рекламы в сегменте видеоигр будет расти. Эксперты PWC отмечают, что доходы от размещения рекламы в видеоиграх увеличится более чем вдвое за анализируемый период);

2. игровые консоли нового поколения, выпущенные на рынок в 2005-2006 гг. оказались настолько успешны, что не теряют популярности на протяжении последнего периода;

3. наконец, контент видеоигр постоянно и быстро развивается, с учетом актуальных тенденций и потребностей конечного потребителя (важно понимать, что индустрия видеоигр с ее динамично обновляемым под влиянием изменяющихся потребностей аудитории контентом реализует уникальную интерактивную платформу своего рода «прямой доставки» контента непосредственному пользователю в том виде, в котором он ему наиболее интересен; по сути, инфраструктура видеоигр представляет собой сегодня не только саму интерактивную, но и самую гибкую и адаптируемую, с точки зрения цепочки построения отношений «продюсер – консюмер» медиасреду.

Стремительное развитие технологий беспроводного интернета по всему миру также обусловило широкое распространение онлайновых игр, в первую очередь, благодаря их массовому потреблению в Азиатско-тихоокеанском регионе, − утверждает Трейси Дженнингс, эксперт PWC. Эта тенденция также подкрепляется развитием мобильных технологий, включая возможности смартфонов и iphone, которые реализуют значительное число приложений, поддерживающих онлайновые игры.

Одновременно с этим развивается сегмент видеоигровой индустрии через сайты социальных сетей, в первую очередь Facebook, что в очередной раз подчеркивает специфику инфраструктуры новых медиа, в основе которых лежит конвергенция и взаимная интеграция платформ и ресурсов.

Новое поколение выбирает The Onion

Сегодня мы находим в Сети большое количество альтернативных «новостных» проектов, привлекающих широкую аудиторию. Одним из таких порталов является The Onion6 (от англ. слова «лук»), который позиционируется создателями как «самый лучший источник новостей в Америке».

Настоящий портал, построенный по всем принципам и правилам классического новостного сайта, включая полноценный рубрикатор и различные интерактивные ресурсы, содержит множество постоянно обновляемых информационных сообщений, публикаций, фоторепортажей и видеосюжетов, ни один из которых не является фактически достоверным. Весь контент является, по сути, юмористическим, однако отдельные сообщения вполне могли бы быть правдой.

Например, история о появлении новой Куклы Барби с непритязательной фигурой, рассчитанной на то, чтобы воспитывать у молодых девочек понимание, что сексапильная внешность не является ключевым достоинством женщины7. Или сюжет о том, как Федеральная комиссия по коммуникациям США (Federal Communications Commission) ввела запрет для сети быстрого питания KFC на использование определенных слов и словосочетаний в своей рекламной кампании, которые указывали бы на качество и вкусовую ценность реализуемой пищевой продукции, поскольку на самом деле еда в KFC не является ни вкусной, ни полезной8. Или новость о том, что телеканал «Эй-Би-Си» (ABC) заявляет о своем решении выпустить продолжение популярного телесериала «Остаться в живых» (Lost), т.н. ‘spin-off’, где главным героем будет мифический персонаж Дымовой монстр (Smoke Moster)9. Учитывая абсурдность последних сезонов телефильма, это вполне могло бы быть правдой.

Вместе с тем нельзя не отметить, что по всем традиционным признакам The Onion можно считать средством массовой информации, обладающим массовостью, доступностью, периодичностью (постоянной обновляемостью) и одновременностью. Более того, размещаемый на портале контент от статей до видеосюжетов выполнен по всем журналистским стандартам. В случае с размещением псевдо-репортажей о крушении авиалайнера Air France, на портале The Onion использовались реальные фотографии с катастрофы10.

Социальные сети как «простая» коммуникационная модель

Наиболее противоречивым феноменом новой медиасреды последних лет стали так называемые «социальные СМИ», в рамках которых развивается Веб 2.0 (социальные сети вроде MySpace, Facebook и др.).

Революционное значение социальных СМИ выразилось в том, что они предоставили пользователям интернета возможность публиковать свои медиасюжеты быстро и легко и под собственными именами. Социальные медиа предложили своей аудитории, во многом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, обусловившего новый этап в развитии гражданской журналистики.

Социальная сеть представляет собой, по сути, более простую модель, чем блог или онлайновый новостной портал: зарегистрировавших на Facebook, пользователь может размещать информацию в любом формате и объеме (текст, звук, фото, видео; у себя на странице или страницах других участников; в режиме форума или чата и др.) и искать контакты с любыми другими пользователями сети. В отличие от блогеров, пользователям социальных сетей уже не нужно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержания своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию.

Инструменты электронного взаимодействия социальных сетей сегодня активно используются как обывателями, так и государственным и бизнес-секторами. Правительство США финансирует исследование онлайновых социальных сетей с целью аккумуляции и обработки информации, размещенной пользователями. Подобный анализ позволяет собирать размещаемую информацию о совершенных человеком покупках, поездках, предпочитаемых спортклубах, развлекательных комплексах, наконец о «друзьях», чьи имена размещены в списке контактов. Крупнейшие международные компании создают исследовательские центры, в задачу которых входит исключительно мониторинг и анализ социальных сетей на предмет популярности предлагаемых компанией продуктов и услуг и изучение динамики спроса на них.

На сегодняшний момент подавляющее большинство контентных компаний, от «Би-Би-Си» до Google, используют интерактивные возможности рекламы и взаимодействия с аудиторией существующих социальных сетей или создают свои собственные аналогичные порталы.

Технологии и форматы социальных сетей постоянно развиваются: сегодня мы имеем детские социальные сети11, Twitter, представляющий собой некий симбиоз между социальной сетью и блогом, а также множество небольших социальных сетей, привлекающих довольно широкую аудиторию, например, таких как Ning и др. Постоянно растут инвестиции в социальные сети со стороны коммерческих компаний. Так, акции Facebook сегодня оцениваются, по разным источников, в сумму от 6,5 до 10 млрд долл.12 Показательно, что предложение о покупке акций Facebook на 200 млн долл. сделала в июле 2009 г. российская компания Digital Sky Technologies.

Социальные сети становятся все более эффективной платформой для анализа медиааудитории, поскольку пользователи размещают на портале большое количество личной информации, отражающей их интересы, покупательские цели и способности.

В среднем каждый пользователь проводит на Facebook порядка 3,5 часов в месяц. Более того, по оценкам британских исследователей более 233 млн часов в месяц тратится офисными сотрудниками на просмотр социальных сетей. Таким образом, рекламодатели получают возможность взаимодействия со своей целевой аудиторией в офисные часы.

В последнем отчете британской мониторинговой компании Datamonitor прогнозируется, что к 2012 г. доходы от услуг, предлагаемых в рамках социальных сетей, в экономике достигнут 2,4 млрд долл.

Одновременно с этим Datamonitor прогнозирует снижение активности аудитории социальных сетей, которая достигнет своего пика в 2009 г, к 2012 г.13

Подобные прогнозы обуславливаются, в первую очередь, социо-психологическими изменениями в моделях медиакоммуникативности пользователей, учитывая накапливающуюся «усталость» аудитории от социальных сетей и других форм интернет-активности.

Блогосфера как медиа

Причины сегодняшней популярности блогосферы и ее функциональности как медиамодели можно проследить по хорошо известному примеру медиаосвещения катастрофы в Индонезии в 2004 г.

26 декабря 2004 г. в 7.59 по местному времени на остров Суматра пришла разрушительная цунами, которая повлекла за собой огромное землетрясение силой 9,3 балла по шкале Рихтера. Как мы помним, последствия этого стихийного бедствия были катастрофичны. Западные СМИ отчаянно пытались найти корреспондентов, которые вели бы репортажи с места событий, учитывая, что у большинства из них не было собкоров нигде поблизости.

В результате, большинство первых новостных выпусков не могли предложить аудитории ничего лучшего, как описание реакции на сложившуюся ситуацию со стороны местного правительства и других органов власти, связаться с пресс-службами которых удалось напрямую.

В течение последующей недели журналистам удалось «наладить» освещение событий в пострадавшем регионе, однако снова в манере так называемого «репортажа с вертолета», как охарактеризовал работу прессы на тот момент американский медиакритик Дэнни Шечер. Приводя в пример следующую публикацию из «Вашингтон пост» (Washington Post) Д. Шечер подчеркивает, что подобные репортажи сравнимы с работой иностранного журналиста, который «прилетает в зону военного конфликта на полдня и получает большую часть информации, далее используемой в статье, от водителя такси14:

«Ламно, Индонезия, 4 января. На разрушенной территории вдоль побережья не осталось никаких признаков цивилизации, за исключением руин домов. Продвинувшись несколько миль вглубь острова, можно наблюдать несколько изолированных поселений, которые не затронула цунами, пришедшая на остров Суматра 26 декабря и унесшая жизни более 94 тыс. людей. Жители ходят вдоль главных дорог, в направлении тех точек, откуда с вертолетов американские благотворительные организации сбрасывали еду и воду в течение последних трех дней. Грань между жизнью и смертью здесь становится очевидна, если посмотреть вниз на разрушенную местность…».

Безусловно приведенный выше фрагмент публикации в газете дает некоторое представление о комментируемых событиях, предоставляя хотя и важную, однако далеко не исчерпывающую информацию о том, что происходит на острове на самом деле. Репортаж (если приведенный фрагмент можно считать таковым) лишен динамики, фактов и какой бы то ни было приближенности журналиста к освещаемому событию.

Подобного описания были полны многие другие публикации англоязычной прессы, посвященные трагедии в Индонезии, которые периодически перемежались выступлениями официальных лиц – представителей национального правительства, ООН, благотворительных организаций США и т.п.

Очевидно, что для западных СМИ, отмечает Шечер, оказалось реальной проблемой связаться с местными журналистами, которые, разумеется, видели ситуацию изнутри и потому могли бы рассказать историю намного лучше.

Неудивительно, что подобное освещение трагедии изнутри, или «снизу вверх» сумели предоставить блогеры, явившиеся очевидцами событий. Интернет на тот момент был полон сообщений и репортажей, представленных не профессиональными журналистами и даже далеко не всегда опытными блогерами, а обычными жителями, которые выкладывали в онлайн последние новости с места событий, фотографии и видео, сделанные на цифровые фотоаппараты или мобильные телефоны.

Необходимо отметить, что многие из таких материалов были далее растиражированы информационными агентствами и другими средствами массовой информации в поисках фактуры, способной дополнить и расширить ту информацию, которую они получали «со своих вертолетов». Одновременно с этим многие кадры, сделанные очевидцами в момент цунами и впоследствии появившиеся на телевидении, сделали возможным показать катастрофу телезрителям глазами тех людей, которые непосредственно присутствовали на месте трагедии, сделав ее таким образом еще более реальной, близкой, ощутимой для каждого.

По сообщениям компании Technorati.com15, занимающейся мониторингом активности блогосферы, в течение первых трех дней с момента трагедии в Индонезии в Интернете появилось более 55 тыс. блогов, посвященных цунами, за которыми последовали еще десятки тысяч. Все эти блоги стремились регулярно обновлять информацию, выступая таким образом в роли реального ресурса, с помощью которого люди по всему миру получали возможности отслеживать судьбу пострадавших, среди которых могли быть их близкие. Зачастую появлявшиеся в блогах комментарии и фотографии были шокирующими, однако они отражали весь масштаб трагедии так глубоко и искренне, как это не в состоянии были сделать профессиональные медиа. Одним из наиболее полезных и часто цитируемых блогов того периода стал ресурс SEA-EAT (английская аббревиатура для «Землетрясения и цунами в Южно-восточной Африке»). С первого дня трагедии блог вели более 50 человек из всех близлежащих к зоне стихийного бедствия областей и районов, которые сообщали ключевые новости, выкладывали соответствующие фото- и видеофайлы.

Несколько новостных агентств США и Великобритании активно использовали материалы блогов. Например, на американском новостном сайте MSNBC.com16 была создана страничка «Репортажи гражданских журналистов», на которую выкладывались наиболее актуальные фрагменты из блогов по соответствующей теме. На BBC News Online17 был создан интерактивный портал, посвященный трагедии, куда очевидцы событий могли выкладывать свои истории и фото- и видеоматериалы. Параллельно на портале работал мощный email-сервер, который позволял пользователям обмениваться сообщениями. В течение недели на портал поступило более 50 тыс. электронных писем, в которых англичане пытались найти какую-либо информацию о своих друзьях и близких, находившихся в тот момент в Индонезии, в то время как те отвечали и рассказывали о том, что происходило на месте трагедии.

Сегодня ситуация, когда СМИ используют блоги и другие непрофессиональные мультимедийные ресурсы как источники информации и «живой» материал для последующих публикаций не кажется нам такой удивительной. Журналисты готовы признать, что их «гражданские» коллеги блогеры зачастую оказываются быстрее, точнее и понятнее для массовой аудитории, просто потому что выступают очевидцами событий и способны показать ситуацию «изнутри».

Привести подобных примеров можно немало. В феврале 2007 г., когда в Санкт-Петербурге произошла масштабная бытовая трагедия – на стены жилого дома обрушился башенный кран – информация о событии появилась сначала на интернет-страницах наиболее популярного российского блогового портала «Живой журнал»18, и только затем СМИ опубликовали официальные заявления властей и комментарии журналистов с места событий. Сами журналисты цитировали жителей аварийного дома, которые в режиме реального времени выкладывали в своих блогах последнюю информацию о развитии ситуации19.

Когда в августе 2006 г. развернулись жестокие уличные беспорядки в маленьком карельском городке Кондопога, журналисты российской радиостанции «Эхо Москвы» использовали материалы местных блогеров в качестве основных источников информации. Редакторы новостной службы воспользовались поисковой системой «Yandex / блоги»20, чтобы выйти на наиболее часто обновляемые блоговые посты, описывающие события в Кондопоге. Посредством блогового поля для комментариев и электронной почты журналисты связались с отдельными блогерами и не только подготовили новостные материалы на основе их сообщений. Вслед за «Эхом Москвы» о событиях в Кондопоге рассказали центральные телеканалы.

Блоги сотрудников медицинских и гуманитарных организаций обретали особую важность как информационные источники в ходе недавних климатических катастроф – урагана Катрина в Новом Орлеане (2005 г.), наводнения в Тайланде (2004 г.) и др. В своих личных блогах работники организации «Врачи без границ» и др. распространяли информацию, которая не попадала на страницы крупных СМИ.

Одним из наиболее посещаемых блогов, посвященных катастрофе в Новом Орлеане, стал портал сотрудника местной интернет-компании М. Барнетта «the Interdictor»21, который во время бедствия находился в самом центре города и наблюдал за происходящим.

В ходе катастрофы в Тайланде самым быстрым и активным информационным ресурсом также становились блоги очевидцев, созданные «по следам» несчастья. Газета «Нью-Йорк Таймс» (The New-York Times) была вынуждена признать, что по живости и скорости обновляемости репортажи блогеров оказались на несколько шагов впереди крупных СМИ, которые, в свою очередь, использовали фотографии и видео, поступавшие на страницы блогов, в своих материалах.

Именно тогда, 5 лет назад, в свете трагедий в Тайланде и Индонезии понятие «гражданская журналистика» (grassroots journalism) получило широкое освещение в ключевых СМИ, что, безусловно, явилось ознаменованием принципиально нового этапа развития для цифровых медиа.

«Мы навсегда запомним эти события в Индонезии как страшную трагедию, унесшую множество человеческих жизней, − пишет блогер английской газеты «Гардиан» (The Guardian) Нил МакИнтош. − Однако медиаиндустрия запомнит эти события ее и потому, что в ходе трагедии гражданская журналистика с ее гигантской армией волонтеров, используя наиболее очевидные механизмы ведения блогов, наконец-то обрела свой голос и предоставила публики тот объем информации во всей ее полноте и глубине, который оказался не под силу традиционным СМИ» 22.

В настоящий момент говоря о блогах, мы подразумеваем достаточно широкий спектр интерактивных цифровых ресурсов, от личных «онлайновых дневников» до практически профессиональных медиапроектов в интернете, которые реализуются в блогоформате (например, порталы Ohmynews, IndyMedia и др., о которых пойдет речь далее в этой главе).