Секреты автобизнеса. Как работают авторазборки | Отделочные и ремонтные работы
Отделочные и ремонтные работы

Секреты автобизнеса. Как работают авторазборки

Многие автовладельцы иногда, а некоторые даже регулярно, пользуются услугами так называемых авторазборок, где можно разжиться сравнительно недорогими подержанными комплектующими.

Эти «островки надежды», куда всевозможными путями, по всяким причинам и в разном состоянии попадают отжившие свое автомобили, становятся их последним пристанищем. Однако сложная техника, состоящая из сотен узлов и деталей, даже после частичного выхода из строя вполне готова поделиться чем-то с нуждающимися «собратьями».
Как там говорится у травматологов: «Бог сотворил человека, но не дал ему запасные части?». Зато человек не только создал автомобиль, но и наделил его замечательной способностью оперативно ремонтироваться, когда любой сломанный «сустав» или «орган» можно быстро заменить, да не протезом, а оригинальным и новым. Или подержанным, если мы говорим о запчастях с «разборок». Откуда они взялись, как работают и какие скрывают особенности?

Такая судьба
Структуры, представляющие собой этакий «конвейер наоборот», в России стали появляться в 90-х годах как неотъемлемая «тень» бурно растущего частного автопарка. Но особый толчок к развитию они получили в 1998 году, когда рынок новых товаров в одночасье заглох под ударом девальвированного рубля и общего «апокалипсиса», а первая волна завезенных в нашу страну б/у иномарок уже изрядно поистрепалась. С этого же времени активизировались продажи подержанных запчастей, которые заняли заметную долю на «вторичном» рынке автокомпонентов (aftermarket).

До сих пор авторазбор новосибирск по-своему выступают индикатором экономической ситуации. Если поднимается сегмент новых автомобилей, у людей появляется возможность покупать и обслуживать машины у дилеров, а в ремонте использовать новые запчасти — на авторазборках затишье. Если же в стране кризис, продажи новых автомобилей падают — в народе становится «модно» поддерживать на ходу свои колымаги, а у перекупщиков есть лишний повод «подшаманить» предметы торга. Тогда и спрос на услуги «разборок» возрастает. В новой российской истории такое случалось не раз, аналогичная зависимость наблюдается и сейчас.
Конкуренция среди фирм, торгующих «контрактными» запчастями, сегодня высокая, и не у всех есть возможность размещать товар в крытых помещениях и на собственной территории. Так что в иных случаях складировать приходится не только под открытым небом, но и с максимальным использованием площади

Зачастую именно авторазборки становятся быстрым способом поиска и приобретения оригинальных деталей, не относящихся к обычным расходникам. Однако в случае с подержанными запчастями речь идет о товарах из категории уцененных, с их состоянием, возвратом и обменом могут возникнуть сложности. И хотя нынешние продавцы в работе с клиентами нередко идут навстречу, все же надо понимать следующее: когда мы беремся починить машину оригинальными запчастями б/у, мы уверены, что они подойдут как родные, а их ресурс еще не исчерпан, но приходится брать ответственность на себя и «гадать на ромашке» — повезет с работоспособностью или нет. И если фару, бампер или кресло вполне можно «заценить» по фактическому состоянию непосредственно на разборке, то силовая и ходовая часть молча хранят свою «врачебную тайну».
C конца 90-х конкуренция в этом секторе бизнеса выросла. Некоторые авторазборки из обычных превратились в сетевые империи с полным набором услуг, включая визуализированный поиск и покупку необходимых компонентов через интернет-магазины.
Выбирай на усмотрение
По товарному ассортименту, условно говоря, не все б/у комплектующие к иностранным автомобилям одинаковы — здесь тоже есть свое разделение на категории. Если угодно, к более статусным относятся запчасти, получившие название «контрактные». Конечно, ни о каком контрактном соглашении в цепочке «производитель-продавец-покупатель» речи не идет, потому что первое звено здесь уже никак и ни за что не отвечает. По существу, так стали называть узлы и детали, снятые с автомобилей на их родине и потом завезенные в Россию. Понятно, что речь идет о возрастных и (или) аварийных экземплярах, которым тоже довелось понюхать порох, но все же в своих, как принято считать, тепличных условиях.
Интерес к б/у запчастям из разряда «контрактных» у нас продиктован двумя простыми факторами: отсутствием российского «пробега» и как бы бесспорной вероятностью оригинального качества.
Конечно, в плане остаточного ресурса возможны всякие варианты. Поставки «контракта» по давно отработанным каналам выглядят примерно так. Не секрет, что неким Клондайком стал рынок Японии, где в отличие от Европы и цены пониже, и пробеги у машин поменьше. Как правило — на тамошних аукционах покупаются машины, после чего разбираются, режутся, необходимые детали грузятся в контейнеры и отправляются в Россию, где «растамаживаются» как запчасти по весу и соответствующим тарифам. С некоторых пор завозить подержанные автомобили в Россию стало выгодно именно в виде запчастей, а не «целиком».
В 90-х годах деятельность авторазборок начиналась с небольших и редких площадок. Но со временем рынок б/у оригинальных запчастей из числа «контрактных» (завезенных из-за границы) составил весомую конкуренцию новым запчастям сегмента aftermarket. При этом склады «готовой продукции» могут находиться в крытых помещениях, и с улицы не видны за нарядными фасадами офисов-магазинов и СТО

Есть и более прозаичный способ. За рубежом давно существуют утилизационные заводы, куда сдаются автомобили для дальнейшей переработки. Но и в этом случае проводы в «последний путь» еще не окончательные: на этом этапе тоже возможно приобрести востребованные узлы и агрегаты, причем с эксплуатационной точки зрения они могут быть в нормальном техническом состоянии. А ведь купить иностранный двигатель за 40-50 тысяч рублей, когда новый стоит 200 тысяч — это для кого-то действительно спасение. Накрылись коробка, приводы или мост — это тоже реально заменить, и машина будет ездить дальше.

Правда, в России не исключены случаи, когда «контрактный» двигатель оказывается сильно изношенным, напрочь закоксованным или даже заклинившим. По идее, такие моторы не должны завозиться и продаваться в сборе, и тут уж многое зависит от продавцов. Специализированные поставщики с многолетним стажем работы, с репутацией и налаженной не только розничной, но и оптовой сетью сбыта, стараются работать по каким-то правилам, с подстраховкой. Они, насколько это возможно, перед разборкой проверяют работоспособность хотя бы наиболее сложных и дорогостоящих агрегатов — двигателей и «автоматов». Завозить все без оглядки — себе же в убыток.
Казалось бы, зеркала, вентиляторы отопителей салона, вакуумные усилители с главными тормозными цилиндрами, бачки омывателей и прочая мелочь — товар не очень востребованный, может «зависнуть». Однако они тоже расходятся, причем если не для замены подлинников, то в качестве «донорской помощи» в народном техническом творчестве (тюнинг, самострой и т. д.)
Продавцы могут дать клиентам «время на проверку» (определить работоспособность после установки), а те, кто располагает собственным сервисом по замене двигателей и агрегатов трансмиссии, предоставляют и собственную гарантию, скажем, на месяц. Оказался неисправен (так бывает), меняют за свой счет. Может, клиент и сам умудрился его вскипятить, можно даже судиться с ним, но в условиях конкуренции почти все стараются решать такие ситуации полюбовно.
Насколько «жива» шаровая опора в рычаге, рулевая рейка, ступичный подшипник, шарнир привода и прочие механические компоненты? На этот счет продавцам только остается честно предупредить клиента — возможны шумы, вибрации, люфты.
То же самое касается таких востребованных узлов подвески, как стойки. Определить остаточный ресурс амортизатора не получится, можно только увидеть наличие потеков и целостность его составляющих, а также пружины, да и то неизвестно, как она «просядет» под реальной нагрузкой. Ведь даже если машина подолгу не ездит, подвеска все равно «устает», а подкладывание чурочек под кузов с вывешиванием колес, как делали наши деды при длительной стоянке, сейчас не практикуют. К тому же продавать стойки принято парой. Нужен тормозной диск? Пожалуйста, в сборе с суппортом, ступицей и тоже парой. Да, как водится, речь именно о «крупноузловой разборке» и продаже — мельчить просто так никто не будет. Во-первых, при больших оборотах и ассортименте (до сотни тысяч позиций) — это слишком хлопотно и невыгодно, а во-вторых — некуда девать.

С площадями для хранения и без того напряг, а раскиданная на всякие «писюльки» машина занимает очень много места. Вот если вернут, скажем, неисправный генератор, тогда его можно «раскурочить», но чаще отправляют дальше по инстанциям — уже по бросовой цене на запчасти в какой-нибудь сервис, коих немало среди постоянных клиентов авторазборок. Не ушел за 3000 рублей, ладно, уйдет за 500, все равно процент такого брака незначительный.
«Без лица» — таков итог многих ДТП для автомобилей. Поэтому кроме отдельных деталей именно передние свесы в сборе (так называемые «ноускаты» — nose-cut), куда входят бампер, облицовка, «телевизор» (рамка радиатора) — одни из самых востребованных на рынке «крупноузловых» б/у запчастей. Цены в среднем — от 14 000 до 35 000 рублей

Впрочем, сюда приходят не только ради «донорских органов» автомобиля, но и с целью сравнительно недорого сделать ему «пластику», то есть поправить (или восстановить) внешность. Что чаще всего и безвозвратно теряется в ДТП? Правильно, «лицо», да и бока страдают. Поэтому не только фары и бампер отдельно, но и весь передний свес, а также капот, передние крылья, двери — типично востребованный ассортимент из «кузовщины». Кроме «железа» людей интересуют стекло, пластик и текстиль, то есть предметы интерьера. Например, если салон не ушатан, то обшивка дверей, сидений или сами кресла быстро найдут новое применение.

Рыночные перипетии
Цены у продавцов «контракта» зависят от разных факторов и могут сильно отличаться даже в соседних регионах ввиду особенностей автопарка, спроса и политики самих продавцов. На стоимость, конечно, влияет и конъюнктура на «родине». У нас в разгаре спрос на запчасти к автомобилям 90-х и начала нулевых — то, что еще на полном ходу, но «там» такие машины уже неизбежно стареют и «вычищаются». Возникает дефицит и, как следствие, растут цены. И все же в худшем положении всегда остаются владельцы редких и тем более единичных моделей. Для таких найти оригинальные б/у запчасти из «контрактных» маловероятно, ведь разбирают (и потом везут сюда) машины, на которые постоянно что-то спрашивают.

Всегда есть примеры крайне низких и высоких цен, но в целом в отдельно взятом регионе в розничной сети складывается некий средний уровень, которого придерживаются основные игроки рынка с учетом общей конъюнктуры. Так, если для легковушки передний новый амортизатор сегодня обойдется по средней цене 4500–5000 рублей, то типичная стоимость из числа контрактных тоже будет 4500 рублей, но это сразу за пару стоек и в сборе с пружинами, чашками, пыльниками. Вообще стоимость б/у запчастей и новых не получится сравнить однозначно, потому что нынешний рынок aftermarket очень насыщен ввиду многочисленных альтернативных производителей. Только китайских насчитываются десятки, да и в Европе их хватает. Опять же, продавцов много, и у всех весьма разные условия продаж.