Особенности и различия классицизма в Англии и Австрии
Национальная библиотека в стиле английский классицизм. проект У. Уилкинса (William Wilkinsю 1778- 1839 гг. — английский архитектор и археолог, член Королевской Академии художеств, сторонник классицизма в архитектуре) достроена в 1838 г. Лондон.
Согласно философии Декарта и идеям рационализма классическая архитектура, так же как и любое произведение искусства этого стиля, создавалась на основе строгих канонов античности, что должно было поддерживать философскую составляющую стиля: подчеркивать гармонию и ясность мироздания. Западноевропейский классицизм в архитектуре использовал принципы греческого и римского зодчества, заимствуя их пропорциональность, простоту, строгость и монументальность. Для западноевропейского классицизма характерны четкость фасадов, их ритмичность, регулярность планировки, использование ордерной системы, симметричность сооружений. Однако, несмотря на общее в чертах европейской архитектуры в стиле классицизм, существуют и различия в зодчестве разных стран. Рассмотрим их на примере английского классицизма и австрийского — венского классицизма.
Английский классицизм
Английский классицизм 18 в. основывался на произведениях Палладио и находках археологов при раскопках Помпеи. Это направление особенно ярко проявилось в произведениях Р.Адама (Robert Adam. 1728- 1792гг., шотландский архитектор, представитель британского классицизма 18 г.) Пример творчества Адама — замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall. 1765-1770 гг.), построенный на основе творчества Палладио.
Замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall). 1765-1770 гг. Архитектор Р.Адам
Классицизм ощущался и в творчестве архитектора К. Рена (Christopher Wren.1632-1723 гг. — английский архитектор и математик). У отстроенного после лондонского пожара кафедрального собора Св. Павла в Лондоне (1675—1710 гг.) по проекту К. Рена появились классические черты.
Собор Св. Павла в Лондоне.1675—1710 гг. архитектор К. Рен.
В первой половине 18 в. английский классицизм проявился в работах У. Кента (William Kent, 1684—1748 гг. — английский архитектор, представитель английского классицизма и создатель системы английского сада). Из сохранившихся до наших дней работ У. Кента — Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл (1750–1758 гг. строительство завершено после смерти Кента), загородный дом Холкхем-холл в графстве Норфолк (с 1734 г).
Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл. 1750–1758 гг. проект У. Кента. Лондон.
В 20-х гг. 18 в. по проекту законодателя моды лорда Берлингтона (Burlington. 1695 — 1753 гг.) был построен Чизвик-хаус (Chiswick House) в стиле палладианской Ротонды, в оформлении принимал участие У. Кент. Дом, созданный лордом, представлял собой строгое в геометрическом плане здание небольшого размера с плоским фасадом, небольшим количеством декора, храмовым портиком.
Чизвик-хаус (Chiswick House). архитектор лорд Берлингтон.
Греческий ордер в своих строениях использовал архитектор Д. Стюарт (James Stuart, 1713—1788 гг. британский археолог, архитектор, художник, последователь классицизма в архитектуре, поклонник античного искусства). Проект Д. Стюарта в стиле английского классицизма — Ньюгейтская тюрьма (Newgate Prison. 1770-е гг. снесена в 1902 г). Основной идеей английского классицизма в архитектуре являлась не просто имитация античности, но и создание функциональных сооружений. Подобные идеи реализовал Иниго Джонс (Inigo Jones. 1573—1652 г.) в своих произведениях: Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) — двухэтажное сооружение практически без декора.
Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) Архитектор И.Джонс.
В стиле английского классицизма построен Банкетинг-хаус (Banqueting House.1619-1622 гг.) в Лондоне. Нижний этаж здания облицован рустом, второй этаж декорирован ионическими пилястрами, верхний этаж выполнен в коринфском ордере. Венчает сооружение плоская крыша, окаймленная балюстрадой.
В стиле английского классицизма творил Николас Хоуксмур (Nicholas Hawksmoor), Одна из работ Хоуксмура — Церковь Сейнт-Элфидж (St Alfege Greenwich 1712 -1718 гг.) — прямоугольное здание с плоским потолком.
Церковь Сейнт-Элфидж (St. Alfege Greenwich) архитектор Николас Хоуксмур.1712 -1718 гг. Гринвич.
После археологических открытий, давших знания о греческом и римском строительстве (Помпеи, Геркуланум), появились теоретические работы Винкельмана (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768гг. немецкий искусствовед) труды, посвященные искусству Рима и Греции, вышла книга Адама и Клериссо (Clerisseau Charles-Louis. 1721 — 1820 гг. архитектор, рисовальщик) о дворце Диоклетиана в Спалато. А в конце 18 в. многие английские зодчие проходили обучение в Риме у приверженцев классицизма как архитектурного стиля. В духе Д. Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720 —1778 гг. итальянский археолог, архитектор. Сделал большое количество рисунков и чертежей) творил Джорж Данс Младший (1741-1825гг.), член Королевской академии Великобритании. Он работал над новой организацией городского пространства, проектировал площади в виде круга или полукруга. В начале 19 в. английский классицизм, несмотря на то, что в моду уже входил ампир, все еще не сдает свои позиции. Английский классицизм проявился при проектировании здания Королевского художественного общества (архитектор Р. Адамс), Национального банка (1788 г. архитектор Д. Сноун). Сторонником классицизма был и архитектор Д. Неш (John Nash.1752- 1835гг.), реконструировавший Риджент Стрит (Regent Street), Букингемский Дворец (Buckingham Palace), костелы и жилые дома на Парк Крещент (Park Crescent), Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне в 1825г. Английский классицизм лег в основу проекта Национальной галереи (The National Gallery. Закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса). Здания Британского музея (British Museum) в Лондоне (1825—1847 гг.), театра Ковент Гарден (Theatre Royal Covent Garden.1823 г.) относятся к позднему классицизму — оба сооружения построены по проекту Р. Смерка (Robert Smirke, 1781—1867 гг. — английский архитектор, представитель классицизма).
Букингемский дворец (Buckingham Palace). Архитектор Д. Неш. архитектор Э.Блор достраивал Букингемский дворец после Д. Нэша, но создал фасад более сдержанным, чем в проекте Неша.
Позднее английский классицизм в архитектуре перерос в романтизм, открыв возможность обновления давно ушедших стилевых направлений. Элементы английского классицизма нередко используются при строительстве современных общественных и жилых зданий. Пример такого строения на фото внизу:
Жилой дом в Казани
Венский классицизм
В Австрии были очень развиты традиции готики, а также барокко, поэтому не осталось большого количества памятников венского классицизма. Считается, что венский классицизм не был ярко выражен, и уже в 19 в. был заменен эклектикой в архитектуре. Черты классицизма в венской архитектуре смешивались с другими стилями. Одним из примеров внедрения античной классики в венскую архитектуру является Здание парламента в Вене. В оформлении здания использовали статуи греческих богов — Аполлон, Зевс, Гера и Гефест, Гермес, Деметра, Посейдон, Артемида и Арес. Автор проекта — архитектор Теофил фон Хансен (1873—1884гг), много лет проживший в Греции и построивший в Афинах здания Академии наук и Национальной библиотеки. Хансен считал, что греки были первым народом, которые оставались верны свободе и гармонии, сочетая в своих произведениях строгость и красоту. Античный образ здания парламента в Вене должен был напоминать о Древней Греции, родине демократии и политики. Другим примером здания в стиле венский классицизм является дворец Кобург, принадлежащий принцу Фердинанду Саксен-Кобург- Готскому. Построено здание с двойной колоннадой и скульптурами и балюстрадой по периметру крыши в 1845 г. Строение было реконструировано в 2001 г. Дворец Кобург (Palais Coburg) был разработан в 1839 г. по проекту архитектора Карла Шлепса (Schleps) в стиле классицизм и построен в период с 1840 по 1845 гг.
Дворец Кобург (Palais Coburg). 1840-1845 гг. архитектор Карл Шлепс (Schleps) восстановлен в 2001 г. Вена. Австрия.
В западно-европейском классицизме встречаются разные варианты использования античных мотивов в архитектуре. Общим является применение элементов ордерной системы в фасадах, и это видно на примере венского и английского классицизма.
Автор текста: М. Костин